Этот сайт я посвящаю
моему любимому городу-Одессе.
Я жил тогда
в Одессе пыльной
А.С.Пушкин..
ВОТ ОНА,ОДЕССА
ОСНОВАНИЕ ГОРОДА
ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КАК СТРОИЛАСЬ ОДЕССА
ФЕНОМЕН ОДЕССЫ
УЛИЦЫ РАССКАЗЫВАЮТ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ГОРОДСКАЯ СИСВОЛИКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
ГОРОД,НАД КОТОРЫМ РОЯТСЯ АНГЕЛЫ
ГАЛЕРЕЯ
МОЯ ОДЕССА

Город,над которым роятся Ангелы.


Можно спорить, можно тонуть в собственной пене у собственного рта: «Камо грядеши, Одесса?». И все равно однажды понять: никуда она не идет, а живет как жила, и мало что меняется в ней. Даже одесские бандиты не меняются — распальцовка другая, а братва все та же.

    Зато и историю писать легко. И в 1904-м, и в 2004-м историческое исследование может открывать фраза: «На юге страны живет население, которое составляют веселые, жизнерадостные и немного нахальные люди. Людей этих зовут одесситами, и проживают они в солнечной, южной и до сих пор грязной Одессе». И это при том, что в Одессе всегда было много зелени. Не с портретами американских президентов (той, слава богу, было очень много), а зелени садов, покрытой жемчужной пыльцой, пахнущей степью и морем.
    Конечно, что-то стало другим. Но люди, наше достояние, — нет! Зайдите в одесский трамвай, этот центр культурной и общественной жизни, — прямо здесь знакомятся, женятся, защищают диссертации и устраиваются на работу. И все это делают через одного человека — дядю Борю. Он ездит целый день в трамваях и знает свое дело. О, дядя Боря! Может быть, он единственный в Одессе, кто не боится ни милиции, ни бандитов, ни даже налоговой инспекции, так удачно объединившей первых и вторых. Он боится одного человека — контролера. Потому что надо знать дядю Борю — в трамваях он ездит исключительно без билета. Из принципа.
    Одесса — благодатная по американским меркам земля. Почему «по американским»? А на чем, скажите, держится их культура? Дэвик Коткин, сын еврея-галантерейщика. Он еще в Одессе умудрялся откалывать фокусы!.. А сегодня он Дэвид Копперфильд, у которого куда-то исчезла даже статуя Свободы. А кем был Керк Дуглас до того, как сыграл в ихнем Голливуде Спартака? Иссуром Даниловичем Демским, сыном мусорщика, причем даже не из самой Одессы, а так — из-под. Боже упаси, никто не хочет сказать, что у них в Америке такая культура. Совсем наоборот — это у нас в Одессе такие мусорщики и галантерейщики.
    Я уже молчу про одесских музыкантов — эта планка вообще непреодолима. И не толкайте меня в бок локтем: «Столярский! Столярский!» Что, Столярский?! Он же только показал им, за какой конец держать смычок, а вскормила их мамка Бельканто и вспоил папка Мусоргский. И кто этого не понимает, пусть лучше обходит филармонию за три квартала, чтобы его не брали на «тю» второй октавы.
    В Одессе даже высотные дома специфические. Вы не смотрите, что они пятиэтажные. Зато ни в одном из них вода не поднимается на пятый этаж. Американский стоэтажный Эмпайр Стейт Билдинг может таким похвастаться?!
    Вы знаете, что сближает одесситов? Нет, не тонкие чувства, а тонкие стены домов. Когда знаешь, чем дышит сосед, живется намного спокойней. Вот за стеной слева одесситка страстно просит мужа: «Семен, переверни меня!». Причем, такой экстаз каждую ночь! «Семен, ну, переверни же меня!» Что вы хотите, после ужина ей самой перевернуться уже не под силу.
    А справа вообще кошмар, потому что там по ночам на кухне все семейство Пердиченко, этих Квотермейнов нашего подъезда, охотится на тараканов. Тактика сводится к тому, чтобы внезапно зажечь на кухне свет, а стратегия — сразу с кутузовской стремительностью ввязаться в великую битву народов, только не под Ляйпцигом, а под отливом.
    И все-таки эта Одесса как-то незаметно уходит. Или уезжает. А замены неравнозначны. Вы поменяете старый «Зингер» на пластмассовый «Веритас»? Вот и люди уже какие-то другие. Когда-то все было проще, может быть, интеллигентней. Когда-то… Как объяснить дочери это «когда-то»? Наверное, когда деревья были большими, а цены маленькими. И фасад больницы на Пастера еще украшали две скульптуры Гиппократа — Гиппократ до лечения и после. Скульптуры были до боли одинаковые — на обеих он был без носа.
    Когда-то… Может быть, это только кажется, что все было иначе? Просто все припорошила жемчужная пыльца памяти, тоже пахнущая степью и морем. Потому что было лето, скрипучее, как пляжный топчан, на котором, когда ниспадала ночь, мы лежали, взирая на звезды, в ожидании любви прямо здесь, прямо на топчане. И музыка стекала по склонам из клубящихся в вышине санаториев. А ресторан «Шаланда» прямо на пляже мигал как маяк. В нем сливались воедино запах жареной камбалы и фокстротные «Ландыши», под которые, чуть приплясывая, разносил камбалу, тоже чуть приплясывающую, невероятно наглый официант в черной бабочке, но без носков, ибо какие могут быть носки на одесском песке.
    А скамейки в округе пахли простоквашей, особенно перед семейными купальнями на 10-й станции Большого Фонтана, потому что под ними были аккуратно сложены бумажные стаканчики. Из них погруженные в думы старички с европейской внешностью и еврейской грустью извлекали целительный «кефер» прикованными к запястью ложечками а ля Паниковский. Это был особый тип ложечек — спертый. На ложечки не раз покушался всяк кому не лень, но эти Михаилы Самуэлевичи Япончики сами некогда сперли то фраже и больше на такие мансы не велись.
    А возле Городского театра сидел меняла с арапской смуглостью и кавказской наглостью. Он менял валюту любой страны мира с точностью, какая еще не скоро станет доступной железу Билла Гейтса. И главное, весь этот exchange, или попросту гешефт, он делал не по лицензии банка, а по зову сердца. Мало кто знал, почему его «верное дело» раскинулось у самого порога городской оперы. Но это было предопределено роком — меняла был меломан. Ровно в семь вечера он закрывал лавочку, покупал билет в ложу и там обливался слезами о судьбе несчастной Травиаты. В каком еще театре мира сидит человек, набитый фунтами и долларами, и обливается слезами, прижимая руки к груди… на всякий случай — как-никак там же валюта?
    Да, когда-то все было по-другому. Не поверите — даже женщины. В Одессе они были как фигурное литье оград — такие же фигуристые и, как одесские ограды, такие же неприступные. Их литые, чуть гнутые ножки, вытянутые поперек аллей Александровского парка, перекрывали пути к отступлению и указывали путь, которым так хотелось пройти до конца (боже, какая двусмысленность!). И долго в ушах висела фраза, пущенная по аллее в спину лучшей и ближайшей подруге: «Она думает, что у нее ФИгура, а у нее ФЕгура. Посмотрим через пару лет, что будет у нее — ФИ или ФЕ».
    Та Одесса уходит в прошлое, но как-то нехотя, и с полпути все время оглядывается. Может быть, поэтому одесситы полны философской грусти. Когда к 200-летию Одессы открывали памятник основателю города Дерибасу, на постаменте чуть не написали: «Если бы он не умер так рано, сегодня ему исполнилось бы 245 лет, и он был с нами».
    Я не Герцен, но знаю «Кто виноват?» во всем этом. Одесский воздух. Его, воздух Одессы, можно просто экспортировать, что многие и делают. Это из Винницы или Черновиц те, кто едет в Америку, берут с собой горстку земли. А одессит на трапе самолета просто вздыхает полной грудью… своей жены, а в Нью-Йорке говорит: «Ива, можешь уже выдохнуть воздух родины — теперь она здесь. Хотя сердце все-таки там».
    О, этот город — то ли провинция, то ли столица — раскинувшийся на берегу моря, названного эвксинским, т.е. гостеприимным, такой же открытый и тоже гостеприимный, не поддающийся клонированию и давно уже застолбивший лучшие места по всему миру. Город, над которым, как мухи, роятся ангелы.

Copyright © Unknown.All Right Reserverd.
Hosted by uCoz